Азбука для дошколят


Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях. Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Обследуется речь по следующим признакам:
Звуковая культура речи:
- В (высокий) – произносит все звуки;
- Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука;
- С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков;
- К (критический) – не произносит более 5 звуков.
Лексический запас:
а) существительные;
б) глаголы;
в) прилагательные.
Грамматический строй речи:
а) изменение слов по числам и падежам;
б) умение согласовывать слова в предложении.
Связная речь:
а) составление рассказа по действию;
б) составление рассказа по представлению;
в) составление рассказа по серии сюжетных картин;
г) составление рассказа по сюжетной картине;
д) пересказ.
Чтение.
Графические навыки.
Программа занятий
Программа «Азбука для дошколят» составлена на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Предлагаемая образовательная программа направлена на развитие интеллектуально речевых и общих способностей ребенка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, первоначальных лингвистических представлений о слове и предложении, овладение звуковым анализом слов, обучение чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «Азбука для дошколят» решает задачи совершенствования связной речи детей подготовки к обучению чтению, письму.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих коммуникативных навыков. Занятия по обучению грамоте – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. дети с хорошо сформированной грамотной речью, читающие, легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений
Основанием для создания программы «Азбука для дошколят» стало проведение мониторинга среди родителей воспитанников средней группы. В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные услуги познавательно–речевой направленности (обучение чтению) составил 71,5%.
Дополнительная образовательная программа «Азбука для дошколят» разработана на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» с использованием учебных пособий «Слова, слоги звуки», «Звуки и буквы».
Новизна данной Программы заключается в структурировании и временном распределении материала в соответствии с уровнем развития конкретных групп детей 5-6 лет. Материал по основным направлениям программы повторяется периодически, что позволяет закреплять усвоенные навыки. Каждое занятие построено с использованием дидактического и наглядного материала, дети заняты практической деятельностью, многие задания выполняются самостоятельно. Новизна программы заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
В дополнительной образовательной программе каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое со всей темой занятия.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, словесные, ситуативные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Цель Программы: раскрытие основных направлений речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности.
Основные задачи Программы:
1. развивать фонематическое восприятие;
2. Развивать артикуляционную моторику;
3. формировать и совершенствовать грамматический строй речи;
4. развивать связную речь и умение речевого общения;
5. развивать словарь;
6. развивать мелкую моторику руки.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника