Послушный язычок

Данная Программа рассчитана на детей в возрасте 2-4 лет. Это дети групп нового набора (2 группы раннего возраста и вторая младшая группа), не имеющие противопоказаний для проведения логопедического массажа.
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, эписиндром.
Продолжительность и этапы образовательного процесса
Продолжительность реализации программы – 1 учебный год, что составляет 8 занятий в месяц по 15 минут каждое. Занятия проходят с периодичностью 2 раза в неделю (понедельник, среда).
Формы и режим занятий
Форма проведения – подгрупповая, индивидуальная. Занятия проводятся во второй половине дня.
Основная форма организации работы
Формой коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения. Продолжительность процедуры массажа может варьироваться в зависимости от степени поражения. Помимо самого массажа в коррекционной работе обязательно должны использоваться и другие методы коррекционного воздействия, такие как самомассаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений ребенком и направлена на выработку полноценных движений.
Ожидаемые результаты освоения Программы
• нормализация мышечного тонуса;
5
• улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;
• увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;
• улучшения в звукопроизносительной сфере.
Определение результативности - логопедическая диагностика
Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. По результатам обследования заполняется карта обследования ребенка, в котором фиксируется состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Для диагностики используется методика обследования артикуляционного аппарата Е.В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Программа занятий

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам раннего и младшего дошкольного возраста, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи, а также профилактики дальнейших нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Теоретическое обоснование (педагогическая целесообразность), актуальность и новизна Программы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Современный ребенок к 4-5 годам в норме овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как в последние годы процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции, неуклонно растет. Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и требует систематических занятий с логопедом. При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но и они не в полной мере оказывают существенную помощь. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, технологий и методов, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Одним из таких методов мы считаем применение приёмов логопедического массажа.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Логопедический массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. Следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмичные массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Учитывая актуальность данной проблемы и пожелания родителей воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, посещающих МДОУ № 104 «Аленький цветочек» (исследование проведено в августе 2019г.), было принято решение о создании и реализации Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок».

Цель Программы:
Коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи, формирование и развитие артикуляционных навыков у воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста при помощи логопедического массажа.

Основные задачи Программы: 1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2. увеличение объема, амплитуды, улучшение качества переключаемости артикуляционных движений; 3. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции; 4. развитие мелкой моторики рук; 5. формирование речевого дыхания; 6. преодоление гипо-, гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; 7. увеличение силы мышечных сокращений; 8. активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения; 9. уменьшение гиперсаливации; 10. укрепление глоточного рефлекса.
Социально-педагогические:
1. Создавать необходимые условия для личностного развития воспитанников 2-4 лет, их позитивной адаптации к ДОУ и социализации.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie