Маленький гений 3-4 года

Продолжительность реализации программы – 1 учебный год, что составляет 4 занятия в месяц по 15 минут каждое. Занятия проходят с периодичностью 1 раз в неделю (вторник).

Формы и режим занятий
Форма проведения – групповая, по 10 – 12 человек. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.
Занятия проводятся в первой половине дня.
Основная форма организации работы – игровая (игра коллективная, в парах (ребенок-педагог, ребенок-ребенок), в микрогруппах (по 3-4 человека), индивидуальная работа).
Форма занятий – творческая мастерская: совместная творческая, игровая познавательная деятельность взрослого и детей, направленная на формирование и развитие сенсорных способностей.

Ожидаемые результаты освоения Программы
1) Дети различают и называют основные цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый, некоторые оттенки, понимают различие, умеют группировать предметы по цвету.
2) Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник), группируют предметы по форме.
3) Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
4) Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
5) Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6) Умеют работать самостоятельно.
7) Поддерживаются доброжелательные отношения в коллективе.

Программа занятий

Занятия, которые представлены в данной Программе, направлены на формирование высших психических функций и интеллектуальных способностей ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, времени и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим направлением в работе с детьми младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие, формирование у детей 3-4 лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. Обучение детей младшего дошкольного возраста выполнять простейшие продуктивные задания способствует тому, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью работы по Программе является развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в дошкольном детстве трудно переоценить.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. В этой связи возникла необходимость создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста.

Цель Программы:
Развитие у детей 3-4 лет восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств через использование дидактических игр и творческих заданий.
Основные задачи Программы:
Образовательные:
1.Формировать умение выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине, длине, ширине, длине, высоте.
2.Познакомить детей с оттенками цвета, с некоторыми геометрическими фигурами.
3.Формировать умение различать предметы по величине, понимание слов «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «узкий», «широкий», «легкий», «тяжелый». Развивать умение использовать данные слова в речи.
4. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов.

5. Развивать тактильную чувствительность, силу рук, мелкую моторику, координацию движений.
6. Развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Социально-педагогические:
1. Создавать необходимые условия для личностного развития воспитанников 3- 4 лет, их позитивной адаптации к ДОУ и социализации.
2. Формировать и развивать творческие способности воспитанников.
3. Выявлять и поддерживать талантливых воспитанников.
2. Формировать и развивать общую культуру воспитанников.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie